К выборам президентом Путина: Куда уходят деньги госкорпораций

15.02.2018 08:49

Вернуться назад Комментировать

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ ИЛИ ЧЕМ ПРОГРАММА П.Н. ГРУДИНИНА В КОРНЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРОГРАММ ДРУГИХ КАНДИДАТОВ?

Путин Миллер Сечин


В Программе "20 шагов..." П.Н. Грудинин обещает поставить богатства России, ее природные ресурсы на службу народу (шаг 1), реформировать налоговую систему (шаг 8), остановить разрушение социальной сферы (шаги 10, 11, 12).    Ниже показано каким образом и за счет каких источников Павел Николаевич добьется решения поставленных задач. 

   В отличие от других кандидатов в президенты России и действующего Президента, П.Н. Грудинин предлагает конкретные и понятные каждому человеку меры по решению стоящих перед Россией проблем. 

   Например, Грудинин предлагает удвоить расходы на здравоохранение, науку, образование, культуру, на пенсионное обеспечение граждан. Увеличить инвестиции в производство. Эти задачи он предлагает решить в течение одного-двух лет за счет перераспределения имеющихся ресурсов путем совершенствования администрирования и оптимизации налогообложения. 

   Благодаря реализации предлагаемых мер, доходы Федерального бюджета (ФБ) вырастут на 9-11 трлн. руб.[2] Одновременно мы получим рост доходов населения, благоприятный предпринимательский климат, инвестиционную привлекательность России и гарантированный рост экономики. 

   Россияне, хотя и привыкшие слушать сказки о будущих достижениях, могут выразить сомнения в реализации обещаний П.Н. Грудинина и потребуют разъяснений. 

   Предлагаем наши рекомендации с обоснованиями. 

   1. Наведение порядка на таможне и изменение порядка взаимодействия государства с нефтегазовыми компаниями даст бюджету дополнительно не менее 6 трлн. руб. 

   Нефтегазовые доходы, включающие НДПИ на углеводороды, экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ, в 2017 г. составили около 40% от общих поступлений в госбюджет.[3] Но могло бы быть существенно больше. Основные «утечки» происходят из-за воровства при экспорте и из-за заинтересованности нефтегазовых компаний в росте издержек производства, благодаря чему они добиваются снижения НДПИ и других преференций от государства. 

   Например, значительная часть экспортируемой нефти идёт «мимо кассы», не попадая в сводки Росстата и Федеральной таможенной службы (ФТС) об экспорте. По данным ООН,[4] представленным ФТС, в 2015 году Россия поставила в США нефтепродукты на $3,1 млрд., а по данным, представленным США, поставки за тот же период составили $9 млрд. Соотношение данных по нефтепродуктам с Германией составляет $10,9 млрд. и $27,1 млрд. Т.е. эти две страны получили в 2,6 раза или на $22,2 млрд. (1,36 трлн. руб. по среднегодовому курсу ЦБ в 2015 году) больше, чем мы им поставили. Если это и не воровство, то, как минимум, информация к размышлению. 

   Эти злоупотребления и потери бюджета были выявлены в результате исследований,[5] выполненных в 2013 году по заданию Комитета Государственной Думы по транспорту. 

   По результатам этих исследований, межведомственная комиссия, созданная в 2015 году по поручению Д.А. Медведева при Государственной Думе, установила, что бюджет в 2013 году потерял 2,5 трлн. руб. в виде причитающихся таможенных пошлин и НДС.[6] В результате, в 2015 году директора ФТС сняли и перевели на новую ответственную работу. Но и в 2016 году ситуация не изменилась – достаточно обратиться на сайт ООН. 

   Только этих денег хватило бы, чтобы удвоить расходы на образование, науку, культуру, кинематографию и здравоохранение, на которые в сумме в 2015 г. было потрачено 1,22 трлн. руб. 

   К тому же, наши якобы государственные нефтегазовые компании работают крайне неэффективно. Например, «Роснефть» в 2016 году показала выручку в $74,4 млрд. (5 трлн. руб.) против $226,1 млрд у ExxonMobil[7] – однако в «Роснефти» работают 295,8 тыс. человек[8], тогда как в Exxon Mobil заняты всего 71,1 тыс. сотрудников,[9] что соответствует разрыву в выручке на одного занятого в 12,6 раз. При этом, добыча нефти в тоннах на одного работника «Роснефти» в 2015 году в три раза меньше, чем в 2005 году. 

   Еще менее эффективно работает Газпром. Там выручка на 1 занятого в 25 раз ниже, чем у того же Exxon Mobil.[10] 

   Оттого, что «Газпром» и «Роснефть» числятся государственными, эффективности им не прибавляет и народу России лучше не становится. 

 Меры, предлагаемые для уменьшения контрабанды и в борьбе с коррупцией на таможне очень простые: Федеральная таможенная служба с применением «зеркальной статистики» должна обосновывать и подтверждать документами разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами. И если эта разница превысит разумную величину, виновные должны быть наказаны, а потери бюджета возмещены. 

   Одновременно необходимо повысить эффективность изъятия природной ренты. И здесь нам следует использовать мировой опыт. Например, Россия не стала членом ОПЕК, т.к. в странах ОПЕК (и в некоторых других странах) нефть и газ в недрах принадлежат государству, которое дает право добычи тем компаниям, которые попросят меньшую цену за единицу добываемого сырья. На таких условиях наши компании («Лукойл», «Газпромнефть» и др.) работают за рубежом. Например, консорциум «Лукойл» и «Статойл» (Норвегия) выиграл тендер на добычу нефти на месторождении «Курна-2» (Ирак), согласившись получать за 1 баррель 1,25 доллара. 

   При существующем положении дел опыт ОПЕК нам бы был полезен. 

   Для этого следует изменить порядок взаимодействия российского государства с добывающими компаниями: право добычи нефти, газа и др. следует давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого ими сырья. При этом сырье остается в собственности государства, которое продает его за рубеж и внутри страны (в том числе добывающим компаниям) по разумным ценам без использования офшоров и посредников. И не нужны никакие НДПИ, СРП.

Статья подготовлена по материалам экономиста Василия Симчера.(Изборский клуб)

Автор Илья Качесов
Источник:

Социальные комментарии Cackle