Политическое топливо: почему Украина намерена передать контроль над своей газотранспортной системой европейцам

01.03.2018 12:43

Вернуться назад Комментировать

Киев намерен в апреле этого года передать свою газотранспортную систему (ГТС) в управление европейским компаниям. Об этом на заседании Украинского энергетического форума заявил вице-премьер правительства Владимир Кистион. По мнению экспертов, таким образом власти пытаются решить две задачи: модернизировать за чужой счёт ГТС и добиться продления контракта с «Газпромом». Договор, заключённый на поставку голубого топлива в ЕС через собственную территорию, истекает в 2019 году. Готовы ли европейцы инвестировать в украинскую ГТС , выяснял RT.

5a96a884183561ed348b45d4

Украина собирается передать свою газотранспортную систему в управление европейским компаниям. В марте правительство намерено согласовать с потенциальными партнёрами условия конкурсного отбора.

«Мы планируем завершить консультации (с европейскими компаниями. — RT) до 15 марта. Дальше совместно с партнёрами проработаем предложения к конкурсным условиям и в начале апреля будем запускать. Будет принято правительственное решение», — заявил 27 февраля вице-премьер кабмина Владимир Кистион на заседании Украинского энергетического форума.

По словам главы правления НАК «Нафтогаза» Андрея Коболева, кабмин отстранил компанию от процесса переговоров о дальнейшей судьбе ГТС.

«На сегодня «Нафтогаз Украины» исключён из процесса переговоров с иностранными партнёрами. Мы не принимаем в этом участие. Сейчас это прерогатива правительства», — заявил Коболев в январе украинским СМИ.

Труба в Европу

Украинская газотранспортная система была построена в советское время, она включает в себя магистральные газопроводы протяжённостью 37,6 тыс. км и 71 компрессорную станцию. Её пропускная способность на границе с Россией составляет 288 млрд куб. м в год, а со странами ЕС — 142,5 млрд куб. м в год. За четверть века независимости Украина не проводила модернизацию ГТС.

Последняя оценка состояния ГТС была сделана в 2011 году британской компанией Mott MacDonald. По мнению экспертов, на ремонт ГТС потребуется около $4,8 млрд. Почти 70% газопровода нуждается в замене. Изношено 85% оборудования и 62% скважин.

Разговоры о «внешнем управлении» трубой ведутся с 2002 года. Однако никаких конкретных шагов предпринято не было.

«Газпром» неоднократно предлагал Украине взять в аренду газотранспортную систему и готов был вкладывать средства в её модернизацию, отметил в беседе с RT заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.

«Но условия украинской стороны оказались неприемлемыми, поэтому от этой идеи пришлось отказаться», — подчеркнул эксперт.

В частности, украинская сторона так и не смогла определиться с оценкой стоимости своей ГТС. Сумма колебалась от $5 млрд до $20 млрд, отмечают эксперты.

В 2012—2013 годах президент Украины Виктор Янукович предлагал создать консорциум для управления украинской газотранспортной системой при обязательном участии «Газпрома». Однако после «майдана» этот проект канул в Лету.

По словам экспертов, украинская сторона многие годы использовала ГТС как средство давления на Россию, не раз нарушала транзитные обязательства и совершала несанкционированный отбор газа из трубы. Достаточно вспомнить события января 2009 года, когда в результате действий Киева в странах ЕС начались проблемы с поставкой топлива.

Подобное поведение страны-транзитёра заставило Россию приступить к реализации альтернативных проектов транспортировки газа в ЕС — в обход Украины. Аналитики считают, что после того, как будут введены в эксплуатацию «Турецкий поток» (мощностью 32 млрд куб. м в год) и «Северный поток — 2» (мощностью 55 млрд куб. м в год), необходимость в украинской ГТС отпадёт и Незалежная утратит статус страны-транзитёра. В Киеве это прекрасно понимают.

5a96a314183561e9348b45d0

«Эти оба проекта будут реализованы, хотя ранее у нас были сомнения в «Северном потоке — 2». Но его поддерживает Германия, поскольку страна хочет стать ведущим хабом на рынке газа в ЕС», — сообщил RT источник в Министерстве топлива и энергетики Украины.

Уже сегодня поток голубого топлива через территорию Украины заметно сокращается. В 2007 году через украинскую ГТС в Европу поступало 115 млрд куб. м газа в год, а в 2017-м — уже 93,5 млрд куб. м. 

В надежде на Запад

Ежегодно транспортировка российского газа в страны ЕС приносит Украине около $2 млрд прибыли, рассказал источник RT в Министерстве топлива и энергетики. Но в 2019 году Украина может лишиться этих средств, поскольку заканчивается срок действия контракта между «Газпромом» и украинской стороной о поставках голубого топлива в ЕС через территорию страны.

«Газпром», судя по всему, откажется от сотрудничества с Украиной», — сказал в интервью RT Андрей Суздальцев.

В этом случае, отметил в беседе с RT президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, ГТС превратится в груду металлолома, «потому что другого газа для этой трубы нет».

Как заявил источник RT в Министерстве топлива и энергетики, чтобы спасти ситуацию, Украина намерена передать газотранспортную систему в управление крупной европейской компании в надежде, что западный партнёр сможет договориться с Россией о продлении транзитного контракта.

«После сдачи ГТС в управление Украина получит гораздо меньше, чем $2 млрд. Пока трудно называть конкретные суммы, но нам лучше получать хоть какие-то деньги, чем ничего», — пояснил RT источник в Министерстве топлива и энергетики.

Среди наиболее вероятных претендентов на украинскую ГТС называют словацкую Eustream, итальянскую Snam и французскую GRTgas.

По словам президента Украины Петра Порошенко, «более десяти всемирно известных компаний уже выразили желание принимать участие» в управлении газотранспортной системой (ГТС) страны. 

«Но если договориться с «Газпромом» не удастся, то иностранцы откажутся от участия в этом проекте», — отметил анонимный собеседник RT.

Украинская сторона пытается найти сильного партнёра в ЕС, чтобы выставить очередной аргумент против строительства «Северного потока — 2», считает директор НИИ миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов.

«Мы знаем, что Украина очень сильно боится, что этот проект будет запущен и, таким образом, у России отпадёт необходимость в использовании газотранспортной системы Украины. Бонус от транспортировки газа сейчас жизненно необходим для государства, и его потеря станет большой проблемой», — отметил эксперт в беседе с RT.

Суздальцев полагает, что утрата транзитных долларов больно ударит по социальной сфере Украины — правительству станет сложнее находить средства на выплату пенсий, заработной платы бюджетникам и поддерживать медицину. 

Также аналитики отмечают, что, если Украина лишится статуса страны-транзитёра, это приведёт к серьёзным репутационным потерям для Киева.

Анна Голубченко

Источник: RT на русском

Социальные комментарии Cackle