Не все так однозначно в Венесуэльском царстве
Вернуться назад Комментировать
Развернувшееся сражение за Венесуэлу всколыхнуло неравнодушную общественность России. И это понятно: для нас, прошедших "украинскую цветную революцию" мотивы, причины и приводные ремни сегодняшних событий в далекой латиноомериканской стране видны невооруженным глазом. Также, как и основные режиссеры очередного политического спектакля. Снова мир стал свидетелем наглого агрессивного вмешательства американского политического эгоизма в жизнь другого народа. Избранничество, эгоизм, самолюбование - самые омерзительные качества разумной личности, словно "букет" отвратительных инфекций, составляют ныне суть американского политического класса. Теперь, эта зараза, и в несчастной Венесуэле! И мы, без сомнения, против американцев и на стороне венесуэльского народа. Только, вот, народ, это такое расплывчатое понятие...А, лидер, которого привычно ассоциируют с народом, иногда бывает не тем, кем кажется...Эх, как же сегодняшней Венесуэле не хватает убитого американцами Уго Чавеса! В искренности и принципиальности лидера венесуэльской революции не могло быть никаких сомнений. Некоторые же прежние поступки и последние решения нынешнего Президента рождают вопросы и неоднозначные раздумья. Напр,как стало известно сегодня, Мадуро согласился на переговоры с мятежниками...Януковича ему в "-вицы"!
Реплика Михаила Долгова
Автор Иван Данилов
Они-же-дети?
Кризис в Венесуэле в очередной раз вывел в информационную повестку вопрос о том, почему и зачем российское государство, а также окологосударственные компании вкладывают деньги и выдают кредиты некоторым странам. Многие журналисты и эксперты уже бросились с удовольствием подсчитывать предполагаемые финансовые потери российской стороны, забывая как о том, что Каракас еще не пал (и далеко не факт, что проамериканский узурпатор победит), так и о том, что Россия — далеко не СССР и не занимается благотворительностью.
Особенно поучительно сравнивать два штамма американской пропаганды: один — направленный на российскую аудиторию через прикормленных американскими НКО и СМИ "лидерами общественного мнения", а другой — направленный на венесуэльскую аудиторию через прикормленных венесуэльских политиков. На российскую аудиторию продвигается месседж "деньги российского бюджета и "Роснефти" ушли на бесполезную поддержку венесуэльского режима и никогда не будут возвращены", а на венесуэльскую аудиторию продвигается месседж "Россия ограбила Венесуэлу с помощью кабальных кредитов и договоров, забрав контроль над значительной частью венесуэльской нефти". Легко заметить, что по законам логики в одном из случаев американская пропаганда должна врать, ибо невозможно быть эдаким глупым благотворителем и безжалостным ростовщиком одновременно. Впрочем, в реальности ситуация еще интереснее: американская пропаганда врет в обоих случаях, а Россия и российские окологосударственные компании — это и не "геополитический Шейлок", но и не "геополитческая мать Тереза". Москва действительно помогала и еще будет помогать Каракасу, при этом всегда здраво совмещая идеализм с прагматизмом.
Во время акции в Каракасе
Начнем с того, что Россия — далеко не главный кредитор венесуэльской экономики и даже не второй по значимости. Если взять западные (максимально нелестные для России) оценки от агентства деловой информации Блумберг, то получается, что лидером по инвестициям и кредитам является Китай с 70 миллиардами долларов, а вот почетное второе место принадлежит очень влиятельным и весьма респектабельным банкам и инвестиционным фондам, в основном из США и Великобритании. По самым консервативным оценкам, процитированным в материале агентства Рейтер, они прокредитовали правительства Чавеса и Мадуро, а также венесуэльскую государственную нефтяную компанию PDVSA на сумму около 50 миллиардов долларов.
Среди кредиторов Венесуэлы числятся такие гиганты финансового мира, как американский инвестиционный конгломерат BlackRock (самый крупный инвестиционный фонд в мире, активы под управлением — 6,789 триллиона долларов) и влиятельнейший американский банк Goldman Sachs, который известен своими неординарными возможностями политического лоббирования в США и Евросоюзе. Кстати, венесуэльская оппозиция уже неоднократно говорила о том, что долги "антинародного режима" она выплачивать не будет (особенно сильно оппозиция не хочет платить банку Goldman Sachs, который буквально спас Мадуро в 2017 году). Так что парадоксальным образом несколько очень больших и влиятельных американских финансовых компаний болеют за Мадуро — ибо нарваться на "списание во имя демократии" как минимум 50 миллиардов долларов им вряд ли захочется.
Для сравнения: самая высокая оценка общей суммы кредитов и инвестиций, сделанных российскими структурами в Венесуэлу, — 17 миллиардов долларов, причем эта сумма не учитывает некоторые важные аспекты. Во-первых, Венесуэла уже давно расплачивается с российскими и китайскими кредиторами нефтью и долями в нефтяных месторождениях Венесуэлы — а это уже много лет приносит венесуэльским кредиторам серьезные доходы.
Во-вторых, российские кредиты (стоит отметить, что аналогичная схема используется США, Китаем, Великобританией и странами ЕС по всему миру) часто привязаны к поставкам российских товаров и услуг — то есть эти деньги уже превратились в зарплаты, например, отечественных оружейников. Так что говорить о потерях в 17 миллиардов долларов — это как минимум неточно и более чем преждевременно.
К сожалению, в российском инфополе часто встречаются заявления о том, что венесуэльское правительство ни в чем не виновато, что экономические сложности — это миф или что экономические сложности (прежде всего гиперинфляция) — на 100% результат американских санкций. Это не так. Никакими американскими санкциями нельзя объяснить тот факт, что венесуэльский золотой запас уже много лет находится в Лондоне в распоряжении Банка Англии, который, по последней информации, вообще отказывается его возвращать, а в текущей кризисной ситуации это золото вполне может стать бюджетом проамериканской хунты.
Никакими санкциями нельзя объяснить тот факт, что ключевые венесуэльские активы, приносящие стране главный валютный доход (например, нефтеперерабатывающий завод и сеть заправок Citgo), находятся в США и за все годы противостояния с Америкой официальный Каракас не удосужился их продать и купить нечто аналогичное в любой другой — дружественной Венесуэле — стране.