ОДНА РОДИНА. К ГОДОВЩИНЕ ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЫ

17.01.2015 05:22

Вернуться назад Комментировать

 

 

8 января далекого 1654-го вошло в историю братских народов России и Украины как день воссоединения. Но предыстория этого Великого Дня в том, что в 1648-м в украинских землях, находившихся тогда под польским владычеством, вспыхнуло казацкое восстание под предводительством гетмана Запорожского Войска Богдана Хмельницкого, направленное против многочисленных и разнообразных притеснений, которые чинили польские паны малороссийскому населению, и прежде всего, против притеснений православной веры и православной церкви. Уже вскоре восстание превратилось в настоящую народную войну, ибо за казаками пошло и малороссийское крестьянство. Однако вести войну с регулярной польской армией было тяжело - к 1653 году восставшие уже теряли город за городом, крепость за крепостью. Оставалось - либо погибнуть, либо сдаться на милость победителя, либо же воззвать о помощи. Восставшие гибнуть или сдаваться не желали, а потому обратились к соседнему Российскому государству цареву. Да и к кому можно было еще обращаться за помощью? К крымским татарам или к Османской империи? Но тогда малороссийским жителям пришлось бы забыть о своей вере и о своих традициях вовсе…

Далеко не простым было решение как в Украине, так и в самой России. Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Но Москва пребывала в раздумьях. С одной стороны, присоединение, т.е. возвращение Малороссии в состав Российского царства, было исполнением братской задачи нескольких поколений московских государей. Но с другой -  решение Московии о принятии в подданство Украины-Руси означало начало новой войны с Польшей, которая, конечно же, не желала расставаться с богатыми землями и с народом, находящимся в панском рабстве. Но «Днепровский Рубикон был перейден», когда в день Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1653 года, в Москве состоялся Земский собор, решивший разорвать «вечный мир» с Речью Посполитой и «приговорил… чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные христианские веры и святых Божиих церквей…».

И вот наступил тот день, когда 8 января 1654 года в древнем граде Переяславле, именовавшемся в летописях Переяславлем-Русским, состоялась Рада Запорожского Войска, принявшая решение о переходе Малороссии (Войска Запорожского с землями и городами) в подданство русского государя. А затем запорожский гетман Богдан Хмельницкий, казацкая старшина и все жители Малороссии принесли присягу на верность русскому государю Алексею Михайловичу и всем его наследникам «на веки». И, обращаясь от имени Рады к Алексею Михайловичу, Богдан Хмельницкий уже именует русского царя государем Великой и Малой России…

Так Земский собор 1653-го и Переяславская Рада 1654-го исполнили многовековое чаяние народа, разделенного еще со времен монголо-татарского владычества и последовавшего за ним захвата польскими магнатами земель Руси-Украины, - воссоединение Малой Руси с Великой Русью, которое началось три с половиной века назад.

Да вот вопрос: а закончилось ли? Ведь далеко не сразу Правобережье соединилось с левым берегом Днепра, да и Новороссия вошла в «земли русские» далеко не сразу, что уже говорить о Подкарпатской Руси и тем более Червеной Руси, до середины прошлого века пребывавших под австро-венгерским и шляхетским гнетом…

Но день 8 января 1654-го стал тем мощнейшим катализатором воссоединения, которое остановить уже не могли ни политика, ни история.

d9ab5f6e1df234c3f59223ec4d0

Та самая знаменитая картина Ильи Репина «Переяславская Рада»

Вот он исторический момент восстановления славянского единства, когда было произнесено и одобрительно утверждено: «К сим словам весь народ возопил: Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати! Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: Вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: Вси единодушно. Потом гетман молвил: Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою! А народ по нем, вси единогласно, возопил: Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмь во веки вси едино были!»

4e9dbd4f387b808d65e3cb171dd

Год 300-летия воссоединения Украины с Россией - 1954-й, стал апогеем российско-украинской дружбы, которому посвящалось все. От почтовых марок…

d9bb545e238e78aabbe9f054cbc

… до картин художников Хмелько и Кившенко

А славный Пересяслав-Русский, превратившийся в годы советской власти из столицы в районный центр Переяслав-Хмельницкий, тем не менее не утратил своей исторической значимости. Даже сегодня его основными украшениями являются рукотворные и природные памятники российско-украинского воссоединения, которые выстояли и тогда, выстоят и сегодня.

117

Как этот дуб

 

Или этот памятник в центре города. Слева – Богдан Хмельницкий, справа – боярин Бутурлин, принимавший присягу от имени царя восточного, православного.

Но юбилейный 1954-й спустя три столетия начал то, что воссоединением никак не назовешь. Ибо начат он был дорогим подарком с «хрущевского плеча», когда состоялась передача Крыма родной сестре Украине от сестры России. Тогда это воспринималось вполне благочинно – одна страна, одна семья, одна родина.

Прошло всего-то чуть-чуть, и после августа 1991-го не только решения Переяславской Рады, но и сама суть дружбы народов стала разменной монетой новоявленных политиков.

 

И вот уже 21 июня 1992-го в том же Переяславе, состоялся «политический вертеп», когда часть (именно часть) украинского казачества заявила: «От присяги данной отрекаемся, о чем и крест целуем…»

Увы. Политические аттракционы хороши лишь в кратковременном исполнении, ибо чрезмерное увлечение ими, как и настоящими, ведет к головокружению, а следом и всего наизнанку вывернуть может.

 

Сегодня Арка Дружбы Народов в Киеве на днепровских кручах известна не только памятниками в честь Переяславской Рады, но и наличием аттракционов. Вот она, прекрасная возможность посадить некоторых «спецов от политики» на эти карусели истории и горки беспамятства, да покатать их там часов этак несколько…

Не учли политики, разбивающие основы братской дружбы, что настоящее украинское казачество, точнее будет сказать, малороссийское, скажет дружно:

 

А для забывчивых и театрализованные выступления можно использовать, да такие, чтобы в зрителях стояли истинные (а не временно прикупленные) борцы за единоверную дружбу, да еще и скандирующие при этом (конечно же, от души): «А народ по нем, вси единогласно, возопил: Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмь во веки вси едино были!»

 

Вот это и есть всенародное вече и всенародное признание, которое и доверил народ Руси-Украины, Украины-Малороссии своему гетману-патриоту, чей памятник, известный как памятник Богдану, является настоящим украшением Киева.

 

И никакие кордоны, препоны, заставы, засеки, засады и пр., пр., пр… не смогут остановить процесс, начатый 8 января 1654-го, потому что воля народная, вера православная и земля славянская - превыше всего.

Даже в самый разгар «антипереяславских дней с оранжевым уклоном» самые прагматичные западные политологи четко видели, что Малороссия и Новороссия снова станут катализатором духовного и народного воссоединения.

А почему? Да потому что самый заурядный западный политолог знает, что на русском и украинском языках словосочетания Одна Родина и Одна Семья пишутся и произносятся одинаково – ОДНА РОДИНА!

Источник Одна Родина

Социальные комментарии Cackle