По следам Молодой Гвардии. Ч.1

« Назад 02.05.2016 17:28 Нет! Пыткой нас не бросишь в дрожь! Василий Лебедев-Кумач О том, как я приехал в город Краснодон, достаточно подробно написано в предыдущей статье. Сразу оговорюсь. Я не буду рассказывать подробную историю «Молодой Гвардии». Это известный, и крайне обширный материал. О молодых героях подполья всегда можно почитать в библиотеках, интернете, художественной литературе. Поэтому я ограничусь лишь краткими историческими вставками, сделав упор именно на фотоматериал экскурсии. Начну издалека. Мои школьные годы пришлись на начало-середину 90-х. Самым ярким событием тогда для наших классов была поездка «на Журавли». Для тех, кто не в курсе, это памятник жертвам Великой Отечественной войны «Не вернувшимся», расположенный на трассе М4, примерно в 10 километрах от города Шахты. На этом патриотическое воспитание, как правило, заканчивалось. Ни о каких более дальних поездках, тем более с пересечением границы (а СССР только что не стало), речи быть не могло. Подъехав и остановившись уже возле самого музея, взял денежки, и уверенно вошел обратно. Меня встретила хранитель фондов музея. Она сразу же спросила, откуда я. И узнав о том, что я из Ростовской области… В общем я опять же не ручаюсь, что все дальнейшее связано именно с этим, но факты есть факты. По итогам, я не заплатил ни копейки, вытер ноги о специальную тряпочку, и получил разрешение фотографировать что и где угодно. Со вспышкой. Более того, сама смотритель сделала несколько фото меня на фоне мозаики, по моей просьбе. Ну и плюс ответы на ЛЮБЫЕ вопросы по экспозиции. Единственное, что отличало мою экскурсию от полноценной для групп, это отсутствие звукового сопровождения в некоторых залах. Как оказалось, у данного панно очень непростая судьба. Но еще сложнее и трагичнее сложилась судьба его авторов: Аллы Горской, Виктора Зарецкого, Бориса Плаксия. Знамя победы, эскиз А.Горской Поскольку письмо подписали и Горская, и Плаксий с Зарецким, для бригады наступили тяжелые времена. Борис Плаксий: «Мы оказались без заказов. Делали какие-то диафильмы. И тут на горизонте появился Володя Смирнов. Он знал нашу ситуацию, знал, в каком мы положении. И он начал на этом спекулировать, и спекулировал довольно-таки удачно. Алла это чувствовала. Но нужно было за что-то зацепиться, в определенном смысле реабилитировать себя. Иначе нас ожидала гражданская смерть — нас бы полностью лишили работы. Во всяком случае, заказов, которые отвечали нашему уровню». Не удивительно, что архитектор Смирнов пытался компенсировать свой риск от сотрудничества с проблемной бригадой. Ведь объект, над которым им предстояло работать, — Музей «Молодая гвардия» в Краснодоне — имел огромное идеологическое значение. В конце концов, Зарецкий сам предложил: если бригада получает заказ, Смирнов получает двойное авторство (как архитектор и как соавтор оформления). Знамя победы, эскиз В.Зарецкого Под давлением обстоятельств, и в ситуации безысходности, Алла Горская и ее бригада согласились на предложение создать большое панно в музее Молодой гвардии в Краснодоне. Объект имел чрезвычайно большое идеологическое значение, мог стать спасительным для опальных художников. Поэтому они взялись за создание мозаичного панно "Эстафета", или "Знамя победы", размером в 200 м. Краснодон. Фрагмент картона фриза Но не зря нервничал Смирнов, не зря пытался уговорить Зарецкого не упоминать Горскую и Плаксия в документах. Обработка подписавших «письмо 139» продолжалась. К Виктору как коммунисту относились чуть снисходительнее. Ему приходилось отбиваться на партбюро. Оставшись в партии, он избавлялся от угрозы исключения из СХ. В конце концов, Зарецкий написал свое покаяние и получил строгий выговор вместо исключения. Горская подпись снять отказалась. Ее снова исключили из Союза художников (как раз, когда решалась судьба краснодонского заказа). На этом «воспитание» не закончилось. Чтобы спасти работу и избавить от неприятностей мужа, пришлось отказаться от авторства. «...меня лишили авторства, потому что: «дашь покаяние, дадим авторство». Работать могу, а вот имени своего носить не могу. Перехожу на нелегальную работу. Да здравствует подполье в монументальном искусстве». Над краснодонской мозаикой постоянно висела угроза уничтожения. Пытались организовывать дополнительный конкурс и отобрать заказ, затем признать мозаику несоответствующей каким-то требованиям и сбить. Шла война между руководством комсомола области, которое поддерживало Смирнова и было заинтересовано в Мемориале, и Союзом художников и Министерством культуры, добивавшими неугодных. Выручил случай. Находившийся в Луганской области В.Щербицкий, тогда Председатель совета министров УССР, заехал в Краснодон. Строящийся музей ему понравился. Говорили, он даже дал поручение использовать краснодонский опыт в строительстве дворца культуры «Украина» в Киеве. Весной 1970 года почти двухлетний марафон закончился. Мозаика выполнена. Фриз, к которому были уже готовы картоны, расписать так и не дали. Архитектор В.Смирнов получил премию им. Н.Островского. Кстати, обратите внимание, как в этом произведении Алла Горская выделила женщину. Прежде всего, белым цветом. Кроме того, изображенная женщина идет впереди, живее, поздравительная и выразительная из всех этих фигур. Мне не хотелось расставаться с этой красотой. Однако пришло время подниматься на второй этаж. Так что же такое «Молодая Гвардия»? Чем именно знаменит Краснодон? Почему небольшой горняцкий городок стал символом и центром притяжения для всего бывшего Союза и ряда зарубежных стран? Если кратко. «Молода́я гва́рдия» —подпольная антифашистская комсомольская организация юношей и девушек, действовавшая в годы Великой Отечественной войны (с сентября 1942 года по январь 1943 года), в основном, в городе Краснодоне Ворошиловградской области Украинской ССР. Торжественное открытие музея состоялось 1 мая 1944 года. За первых 5 месяцев его работы, с 20 сентября 1944 года по 27 января 1945 года, экспозицию посетили 10 тысяч человек. За четыре года с материалами музея ознакомилось 115 тысяч человек. Как я уже и говорил, в первом зале нас встречает экспонаты, рассказывающие о казачьих корнях юных героев, о трудовом, горняцком прошлом города Краснодона. Следующий зал раскрывает перед нами историю о школьных и юношеских годах молодогвардейцев. Школы №1, №4 и №22, в которых учились молодогвардейцы. Ну а в этой экспозиции открывается мир увлечений ребят. Особое внимание экскурсовод обратил на огурец, который Сергей Левашов вырастил в бутылке. Подруги Тоня Дьяченко и Женя Кийкова. Ну а следующий зал рассказывает посетителям о периоде оккупации Краснодона немецко-фашисткими захватчиками. Многочисленные картины. В том числе, показывающие отступление Красной Армии из города. В этом месте экскурсовод достаточно подробно рассказал о слушателе курсов радистов школы Загоруйко Владимире Михайловиче. Владимир проявил себя как исключительно добросовестный и активный курсант. Программу курсов усвоил досрочно. Товарищи избрали его членом комитета комсомольской организации. После окончания школы подпольщиков Л. Шевцова получила радиопередатчик и в июле 1942 года была оставлена для связи с одной из партизанских групп, действовавших в оккупированном Ворошиловграде. Владимир Загоруйко выполнял задания штаба партизанского движения в Днепропетровской области, а братья Левашовы - в районе станции Красный Лиман. Инсталляция «Оккупированный Краснодон» с полевой жандармерией. По словам хранителя, этот мотоцикл подарил музею харьковский коллекционер. Карта действий партийного и комсомольского подполья и партизанского движения на Ворошиловградчине. Активное участие в создании партизанских отрядов и подпольных организаций области приняли секретари Ворошиловградского обкома партии Степан Емельявович Стеценко и Иван Михайлович Яковенко. Переходим в зал, посвященный конкретной подпольной работе молодогвардейцев. Немного антуража того периода. Например, информационный стенд. Очень атмосферные объявления. На нем же листовки молодогвардейцев. Или вот такой вот столб с указателями. Рядом с ним, кстати, экспозиция, рассказывающая про краснодонцев, угнанных в Германию. А эта инсталляция - комната в доме Третьякевичей, где собирался штаб Молодой гвардии. Тени ребят весьма сильно впечатляют. Уверен, что со звуком, впечатления намного ярче. Биржа труда (основное фашистское учреждение по мобилизации населения на каторжные работы) была создана в Краснодоне в первые дни оккупации. По призыву вербовочной комиссии "Бавария" она оформила несколько тысяч документов на жителей, прошедших в принудительном порядке регистрацию. Сохранились и экспонируются рабочие карточки краснодонцев, в том числе и карточка Ульяны Громовой, удостоверения завербованных в Германию, в том числе молодогвардейцев Ивана Земнухова и Валерии Борц. Работа выполнена группой харьковских художников под руководством В. Парчевского. Интерьер комнаты Георгия Арутюнянца. В ней находилась подпольная типография Молодой Гвардии. Витрина, рассказывающая о молодогвардейце Юрии Виценовском. С декабря 1942 года клуб имени Горького стал штаб-квартирой "Молодой гвардии". По совету коммунистов-подпольщиков Евгений Мошков и Иван Земнухов обратились к бургомистру города с просьбой открыть клуб, чтобы организовать кружки художественной самодеятельности, выступать с концертами. В первых числах декабря на здании клуба появилось объявление. Один из вариантов его сохранился и экспонируется: Люба Шевцова и её вещи, в которых она играла на сцене клуба им. Горького. Продолжение в следующей части. Источник: ЖЖ |