Россия в гости к нам: Театральный фестиваль малых форм "Мизансцена"



« Назад

05.10.2017 14:36

mzscnafs-760x380

Этого фестиваля очень ждали. Над его организацией усиленно работали. И, даже, открытие в прошлом году Новой сцены, по словам Художественного руководителя Донецкого театра Натальи Волковой,  послужило на пользу организационным усилиям - дало возможность проводить фестиваль такого формата. Из России приехали 9 коллективов со своими спектаклями: Йошкар-Ола, Вологда, Брянск, и, конечно, Москва. Донецкий театр на правах хозяина представил два спектакля: Детский сад №... и Там же, тогда же... Фестиваля с такой географией в Донецке никогда еще не было.
К слову сказать, билеты на спектакли были раскуплены загодя, несмотря на их немалую для жителя нынешнего Донецка цену в 400руб.

Фестиваль Мизансцена призван способствовать развитию и поддержанию театральных  постановок т.н, "малых форм". Это, когда в спектакле задействован минимум актеров и декораций, да и сценой может стать любая площадка, будь- то, подвал, уголок двора или, даже обычный луг.
Несмотря на предельную скромность средств и инструментов, подобного рода спектакли способны производить на зрителя совсем не меньшее впечатление, чем те, что ставятся на т.н. "больших сценах", когда используются и грандиозные декорации и яркие цветовые эффекты, многочисленные драматические и балетные труппы.

Зато и внимание зрителя сосредоточено исключительно на одном-двух персонажах, не отвлекается на посторонние предметы и массовку. Артист же, вынужден "держать" зрителя весь спектакль исключительно за счет личного актерского мастерства, что, очевидно, является превосходным тренингом для добросовестного и увлеченного профессионала.

И, сугубо, практическая сторона этого театрального явления: в нашей стране исторически сложился формат больших трупп. Зачастую, артисты вынуждены длительное время довольствоваться малыми или эпизодическими ролями, что на творческого человека действует угнетающе. Формат же "малых форм" позволяет артистам играть главные роли - в, общем, относительно просто достигать того, ради чего и "идут в артисты".

 

Открывался фестиваль спектаклем Убийца. Спектакль  поставлен по пьесе Александра Молчанова и сыгран артистами академического театра драмы города Йошкар-Ола

О чем спектакль Йошкар - Олинских артистов Убийца? - Автор погружает нас вглубь маргинального мира, превзошедшего в последние четверть века своими размерами мир культурный, мир исторический. Душевные терзания современных Раскольниковых вращаются вокруг идеи Наказание за НЕ Преступление. А современные Сонечки Мармеладовы вообще не знают такого понятия, как торговля телом. Имеет место всего лишь более или менее честный обмен услугами. Ты мне жилье, я тебе секс. Но, тотальное влияние Голливуда не обошло и театральный мир - драматический сюжет пьесы  оканчивается неожиданным образом.

 

 

 

Но фестиваль это живой организм, он не может запереться в четырех стенах, пусть даже это стены прекрасного дворца Мельпомены. И повинуясь зову сердца частица его выплеснулась в городское пространство: было решено ехать в гости в патронируемый муздрамой интернат №8. С его маленькими обитателями коллектив муздрамы связывает верная дружба - артисты помогают школьникам. На этот раз московский гость фестиваля артист Владимир Сечкин решил показать ребятам поэму Сергея Есенина Черный человек. Наверное, выбрал эту поэму потому, что Донбасс сейчас, как и Россия великого поэта переживает переломный момент своей истории. Короткое путешествие проходило по красивейшим улицам столицы Донбасса, мимо тронутых осенним увяданиям деревьев, составляющих многочисленные аллеи и бульвары города. Мимо красочных баннеров, изображения на которых напоминают горожанам в какую эпоху живет нынешний Донбасс.

В интернат мы приехали, когда там шли занятия, поэтому было так пустынно, а, прходивших длинным и узким коридором давила особая школьная глухая тишина. Но очень скоро тишина сменится неразборчивым гулом множества разрозненных голосов, переходящем в напряженную звенящюю тишину ожидания, а, затем обьем пространства зрительного зала будет вспорот обнаженным нервом пронзительного есенинского надрыва. И какая то фигура на сцене будет ломать себя во славу высокой человеческой трагедии.

 

А фестивальные часы тикают себе и тикают, и вот, стрелки переместились уже во вторую половину циферблатного круга и мы идем в гости к брянским артистам. Они покажут нам спектакль Однажды мы все будем счастливы по пьесе Екатерины Васильевой. Почему то, некоторые творческие граждане России большей частью сосредоточены на трагической стороне человеческого бытия - открывался фестиваль спектаклем Убийца, изобретательно поставленным и талантливо сыгранным йошкар-олинцами. Теперь, по настоящему трагическая пьеса, правда с жизнеутверждающим названием. Хотя, это как посмотреть: автор пьесы не называет точной даты обещанного счастья, а погрешность в реальности иногда может равняться и целой человеческой жизни.
Видимо, это мысль, что может и не успеть, гонит главную героиню в стремлении выговориться, объясниться в своей несчастной и мучительной жизни. Она как будто, опасаясь, что люди, собравшиеся в полутьме незнакомого зала уйдут, не досмотрят, не дослушают, а значит - не поймут. И о на так и останется наедине со своими терзаниями, со своей неустроенностью, опять одна, а точнее, теперь, по настоящему одна! Раньше то, рядом всегда была мама...
Впрочем, ее опасения были напрасны - никто не ушел, а к концу спектакля отовсюду раздавались звуки подозрительно часто шмыгающих носов. Не часто такое наблюдаешь в нынешних зрительных залах.

 

А стрелки фестивальных часов завершают свой круг. И уже совсем скоро событие, собравшее с бескрайних просторов русской земли  множество ярких, интересных творческих людей станет историей. Историей одного города, одного театра, одного коллектива... Которые с полным основанием смогут этой историей гордиться. И ждать ее повторения уже в 2019 году. Так, во всяком случае, нам всем пообещали. А, пока собираются гости сказать спасибо хозяевам и попрощаться друг с другом в двух шагах от здания театра остальной город живет своей вечерней жизнью. И в этой жизни каждый сам себе и режиссер и артист и мастер сцены. А у некоторых мир, жизнь и театр и вовсе неразрывные явления...

vlcsnap-2017-10-04-21h37m59s154

Вот, как у этой малышки.

А в теплом доме донецкой музыкальной драмы, где каждый день, как и положено в сказке, возникают и вновь исчезают самые разные миры, со своими героями, своими законами, своими сюжетами и страстями нас ожидал и вправду "сам себе режиссер, сам себе и актер" - худрук театра Театральный особняк из города Москва Леонид Юрьевич Краснов со спектаклем Калхас по мотивам произведений Антона Павловича Чехова. Мир сотворенный им, погружает зрителя в атмосферу чеховского театра, атмосферу, в которой  Артист это и профессия и судьба и звучит слово Артист в этом мире гордо и внушительно. Чему мы и стали свидетелями, наблюдая за артистом, произносящим монолог за монологом то героя На дне Горького, то героя Бориса Годунова Пушкина то перессказывая сценки из рассказа самого Чехова. И было что то трижды символическое в том, что условная сцена, где игрался спектакль, была сценой зрительного зала, носившего название Новая сцена и эта условная сцена представляла собой воображаемую сцену патриархального театра времен Антона Палыча! И этот сложносочиненный символизм мог быть явлен вживую только в волшебном мире театра.

Автор Алексей К

 



Социальные комментарии Cackle