Страсти по Торчалову в Донецком Драмтеатре.

« Назад 22.04.2016 15:49
Бывает, что для того чтобы вернуться к жизни нужно хотя бы ненадолго полноценно умереть! Спектакль "Страсти по Торчалову" представленный на сцене Донецкого ДрамТеатра убеждает в этом со всей страстностью и энергией присущими артистам этого коллектива. Правда, эта пародоксальная мысль приходит в голову зрителя уже много позже, задним числом, а в продолжение всего спектакля вы оказываетесь во власти не столько мыслей, сколько чувств. Погружает вас в эти волны переживаний не только сосредоточенная игра актеров, не позволяющих себе ни на минуту отступить от сотворенного в период репетиций четко вылепленного образа каждого, за которым уже с первых минут появления на сцене видны не только психологический тип, но и судьба и история, погружает вас в бурлящее море эмоций также насыщенный смыслами ход сюжета. Сюжет в пересказе выглядит по нашему времени (после Данте, Кафки и Булгакова) довольно бесхитростно: умершие души временно помещаются в некий отстойник, пребывая в котором должны обнаружить в своих прижизненных действиях Грех Непростительный, т.е. поступок недопустимый не с точки зрения условного Бога, но недопустимый в шкале моральных императивов самого человека. Тем, кто таковой поступок у себя обнаружит, а ,соответственно, перевернет собственное привычное мировоззрение с ног на голову, путь дальше открыт. Тот же, кто упорствует в своих взглядах на то, что есть хорошо, а что плохо, обречен мучаться бесконечными тяжкими воспоминаниями и изнуряющим самокопанием. Переходя к персонажам мы видим, что они выстроены по социальному ранжиру намеренно однозначно , не пересекаясь ни статусно ни психотипически. Эта заведомая упрощенность образов, вплетенных в единый рисунок предлагаемой истории позволяет легче следить за смысловыми планами заложенными автором пьесы и творчески осмысленными режиссером спектакля. -линия философская - Грех может заключаться не только в совершенном поступке, но и в твоем уходе от принятия решения: Кушкин предпочел лишить себя жизни, спасая жизнь заведомого негодяя Желтухина, Торчалов невольно поспособствовал гибели предмета своей неземной любви . -линия мировоззренческая - Предыдущий идеологический мейнстрим в общественном развитии, может и выглядит не шибко привлекательно, но уж текущий очевидно омерзителен: парочка Сашка и Женька, при том, что Сашка уж всяко посимпатичней будет. -линия социальная - Выщелкнутые из иерархии сложно-устроенной социальной среды с ее преобладающими эгоизмом, душевной черствостью, оказавшиеся в условиях примитивного общежития люди обнаруживают в себе просыпающуюся память общины с ее чувством сродства и сопереживания: это подчеркивается в каждой сцене, особенно в ритуальных чаепитиях и и таких же ритуальных одеваниях новичков. Не позволяет себя обойти вниманием и Лиза, чей образ архаичной русской бабы слеплен из былинной готовности жалеть, жертвенности и неожиданно прорывающейся народной мудрости. И все это накрепко пришито к стилистике русской бабы во внешнем облике. Вообще, откровенно русские мотивы в тех или иных элементах спектакля, будь это намеренный русский говор Лизы, одежда и неспешная пластика Судениц, песни из русского религиозного репертуара являют еще один особый эстетический план спектакля, дополнительно подчеркивая - все что происходит, может происходить только внутри Русского Мира, мира отличного не только мировоззрением, обычаем, но и эстетикой. Если говорить об образах персонажей спектакля, то я бы отметил предельно лаконичный, но запоминаемый образ Степана - контраст издевательской вежливости и хладнокровной жестокости будет долго помнится зрителю. Почему главный герой взят мной в смысловые кавычки? Потому, что для меня здесь основным являются не персонажи, сколь бы ярко они не олицетворяли те или иные принципы или как бы тесно ход сюжета не был связан с историей персонажа,- все персонажи лишь массовка, позволяющая высветить, проявить те самые смысловые планы, о которых было сказано выше. Главный же герой этого спектакля определяется не вдруг и не явно... Так кто же главный герой этого спектакля? Необходимо оценить и сценографию спектакля, поскольку она визуально определяет среду обитания героев, задает ритмику действия. Костюмы, чья цветовая гамма использует всего несколько цветов с преобладанием белого, светлого. Это не отвлекает от действия, не сбивает эмоциональный ритм восприятия. Собственно свет освещения сцены в основном умеренно желтый, с короткими вспышками ярко-белого. Перемещения по сцене в ритме комфортном для зрительного восприятия, равно и композиция сцен выстроена как правило компактно, позволяет одновременно фиксировать движение всех, либо почти всех персонажей. Музыка тягучая, мелодичная, позволяющая эмоционально передохнуть от психологических перегрузок возникающих вследствие чисто человеческих сопереживаний испытывающим душевные страдания персонажам. Ну, и юмор! Самоирония и меланхоличный юмор сопровождают весь ход спектакля. И это так помогает, так по-русски! Наш народ смог выжить только потому, что предпочитал негромко шутить, тогда, когда большинство других предпочитали надрывно рыдать. Режиссер-постановщик В. Маслий Сценография Р. Фадиенко Художник по костюмам О. Кузнецова Хормейстер Т. Пашук Действующие лица и исполнители: Торчалов - В.Швец Кушкин, Женька - И. Рыбчинский Сашка - И. Бессмолый Римма - А. Якубовская-Васина Лиза - М. Марченко Степан -В. Быковский Суденицы: М. Дрыгина Н. Изотова М. Степанова Использованы видео и фото предоставленные Драмтеатром А также видео и фото автора Автор Алексей К |