Урсула Ле Гуин: память о будущем



« Назад

25.01.2018 18:00

croppedimg_1377623883

Книги Урсулы Ле Гуин вобрали в себя и гуманистическую и критическую тенденцию американской фантастики

Уход Урсулы Ле Гуин закрыл еще одну главу в великом литературном явлении  – американской фантастике XX века.

После завершения Второй Мировой войны Соединенные Штаты оказались на пике политического и экономического могущества, в сочетании с невиданным доселе уровнем жизни населения.  Технологии развивались революционными темпами – за несколько десятилетий сотни тысяч людей приобщились к телевидению, полетам на реактивных самолетах, увидели первые космические ракеты. Однако в тени этого процветания было слишком много мрачного и неприглядного – глобальное военное противостояния с Советским Союзом, паранойя маккартизма, расовое неравенство и сохраняющаяся бедность множества «свободных» людей.  

Именно такой была атмосфера, в которой сформировались таланты Рэя Брэдбери, Стивена Кинга, Роберта Шекли, Гарри Гаррисона, Урсулы Ле Гуин – и многих других выдающихся американских фантастов. Они в полной мере воспользовались полученной после войны передышкой, и вызвались смело заглянуть в будущее, дабы осмыслить через него настоящее.

В прогрессивной американской фантастике можно выделить два основных направления: Гуманистическое, виднейшим представителем которого, конечно же, был Рэй Брэдбери, с его великой антиутопией «451 градус по Фаренгейту» и марсианским циклом. А также, критическое, представленное Шекли и Гаррисоном – авторами прекрасных сатир «Билет на планету Транай», «Билл – герой Галактики» и «Неукротимая планета». В стороне от прогрессивного мейнстрима творил ультраправый фантаст Роберт Хайнлайн – но его оды милитаризму и традиционным ценностям всегда балансировали на грани фарса, а Пол Верховен переосмыслил его творчество в блестящем фильме-пародии «Звездный десант», который даже призывали запретить к показу на украинском ТВ в феврале прошлого года.        

Книги Урсулы Ле Гуин вобрали в себя и гуманистическую и критическую тенденцию американской фантастики. Подобно творцам Ренессанса, в центре ее произведений всегда находится человек – и он мерило всего. Гибель человека – это гибель Вселенной.  Роканнон, получивший возможность мыслить и сопереживать вместе с другими существами, умирает, уничтожив своих врагов.      Не И не будет преувеличением сказать, что «земноморский» цикл Ле Гуин – это одно из самых светлых литературных произведений XX века.

Но самоеизвестное произведение критической фантастики Урсулы Ле Гуин – это, конечно же, написанный в 1974 году «Обездоленный».  Критики до сих спорят, к какому жанру относится эта история анархистского эксперимента на отдельно взятой планете – к утопиям, или антиутопиям. Публицист Михаил Магид назвал анархистскую луну  Анаррес сырьевым придатком капиталистической планеты Урраса и каторгой для революционеров.  На мой взгляд, в этих словах есть информация для размышления – особенно для тех, кто верит в чудесную реализацию всемирного  антиавторитарного проекта.

Я также помню, что при первом прочтении «Обездоленных» складывается впечатление, что Ле Гуин «очерняет» капиталистическое общество Урраса, описывая нищету низов и жестокое подавления восстаний рабочих.  Но из моего внимания ускользнул тот факт, что книга была написана в начале 70-х годов, когда безнаказанные расстрелы восстаний в гетто и студенческих демонстраций в США были никого не удивляющей нормой.        

В 1989 году я впервые прочитал роман Урсулы Ле Гуин в журнале «Техника молодежи» и с тех пор являюсь большим поклонником творчества этой писательницы. Сегодня мы скорбим о смерти замечательной писательницы, которая ушла, оставив за собой определенную традицию – например, творчество Чайны Мьевиля, который не раз говорил о ее наследии.

Артем Кирпиченок  

Источник: Лива



Социальные комментарии Cackle